Фото: kiravto.ru

Интересные музеи в регионах присутствия АТХ

Среда, 18 мая 2022

Сегодня, в День музеев, поделимся короткими рассказами о музеях, которые находятся вне столиц наших областей и республик. У каждого есть своя легенда, о которой, возможно, ещё знают не все.

 

1. Музей хохломской росписи в Семёнове Нижегородской области

 

«Хохлома» –стиль росписи по дереву в цветовой гамме —черный, золотой, красный и немного зелёных листьев.

 

Хохломская роспись появилась в Нижегородской области в XVII столетии. За это время сформировались принципы и строгие правила. В соответствии с ними создают свои неповторимые творения художники – поколение за поколением. Правила нарушать нельзя, иначе искусство потеряет самое главное – самобытность, особый характер, отличающий Хохлому от любого другого вида росписи.

 

 

Но однажды художникам пришлось отступить от правил и создать нечто совершенно новое. История связана с именем русской певицы Людмилы Зыкиной. Она попросила мастеров Семеновской фабрики разработать особый орнамент, который бы «согревал душу и пел». Любимый цветок её был ландыш.

 

Мастерицы постарались. Но вот проблема: цветок ландыша не смотрелся в традиционной для Хохломы цветовой гамме. Пробовали разный фон, то золото, то красный, ну не чёрным же ландыш делать! И вот, одной из художниц, что называется, «пришло». Она решила попробовать на зелёном фоне золотые с белым цветы. Все поразились — это то, что надо!

 

Узор получил по-весеннему нежное название «Зеленый ландыш». Детали его вошли в новый Хохломской орнамент и тоже стали классикой.

 

Есть версия, что в советские годы в Семёнов никак не могли провести газ. А Людмила Георгиевна помогла. Вот за это действительно великое по тем временам дело и отблагодарили семёновцы певицу.

 

 

2. Музей речного рака в Весьегонске Тверской области

 

Герб города Весьегонска – «Рак на золотом поле», это единственный «геральдический» рак России. По преданию, раков из Весьегонска поставляли ещё к столу Екатерины II. Это речное животное – признанный символ города, не случайно в краеведческом музее большую часть экспозиции занимает уникальный «музей рака».

 

Среди 170 экспонатов – неповторимые авторские работы с изображением панциреносца, выполненные в технике ковки, литья, вышивки, в том числе самый крупный экспонат – 50-сантиметровый кованый рак.

 

 

3. Музей шляп в Вятских Полянах Кировской области

 

В 2014 году два предпринимателя проехали на своём внедорожнике 78 тысяч километров, покорили 23 страны и вернулись домой с первой «пачкой» уникальных головных уборов. Спустя два года в центре города открылся «Дом шляп» – первый в России и едва ли не единственный в мире музей панам, венцов, сомбреро и кокошников.

 

Экспонаты покупались в магазинчиках в европейских столицах, принимались в дар от старейших жителей аулов на Кавказе, выменивались у индейцев в прериях США, случайно находились на улочках в Индии. Не обошлось без приобретений и в Исландии, Китае, Прибалтике, на Алтае – в десятках регионов и стран на разных концах Земли.

 

Еврейская кипа, бархатный сонгкок из Сингапура, вьетнамский картонный хан донг, суконная куллу топи из Пенджаба. Латвийский венец-вайнаг, тирольская шляпа, меховые маски, дорогие калфаки и «сороки», ведомственные головные уборы разных государств – здесь всё это можно увидеть, а что-то даже примерить.

 

 

4. Музей под открытым небом в Козьмодемьянске

 

Этнографический музей под открытым небом был открыт летом 1983года, в год 400-летия Козьмодемьянска. Он задумывался как хранилище памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев, и вообще культуры мари. Так и вышло.

 

Площадь музея почти 5 гектаров. Тут стоят более 60 строений, собраны свыше 7000 экспонатов старины, предметов труда и быта горных мари. По нему можно просто бродить, разглядывая и читая надписи.

 

А вот появился этот музей в связи с трагическими событиями: при запуске Чебоксарской ГЭС множество домов здесь ушло под воду. Но некоторым суждено было получить вторую жизнь. Их разобрали и перевезли на новое место.

 

 

В Музее под открытым небом можно услышать и марийские гусли. От прочих они отличаются формой, размером, количеством струн. Корпус из берёзы, дека из морёной пихты. На марийских гуслях играют пальцами, а не медиатором, как на русских.

 

В начале XX века в Козьмодемьянске открылась школа, обучающая тонкостям изготовления струнных инструментов. А в советские годы появилась профессиональная школа по игре на марийских гуслях.

 

Вот такими историями о музеях небольших городков захотелось поделиться в сегодняшний праздник. Работа в такой географически просторной компании, как АТХ, подразумевает, что путешествовать по России – это просто поехать в гости к коллегам.

#АТХ_Знайнаших!

Наши партнеры